Oceanis 55. Для океанских просторов

Индивидуализация внешности серийной яхты – довольно сложное дело. Сделать яхту не просто узнаваемой, но несущей уникальные стилистические черты, однозначно определяющие ее принадлежность к той или иной верфи, – труднейшая задача для дизайнера. 







Подражания удачным решениям встречаются гораздо чаще, чем оригинальные находки: пока что еще в яхтенном стайлинге не появились такие характерные детали, как, например, фирменные «ноздри» BMW или «изгиб Хофмайстера» той же фирмы. Поэтому нельзя не отметить отличную работу стилистов Beneteau, ухитрившихся придать своим новым лодкам (заметим, весьма разным конструктивно) единые линии, однозначно определяющие родительскую верфь.

Внешне новая модель, ставшая второй «по старшинству» в линейке Oceanis, почти неотличима от лодок серии Sense, уже испытанных нами ранее: тот же темно-серый цвет корпуса, те же характерные острые линии стремительно скошенной рубки, тот же (вернее, не тот же, но очень похожий) широкий в корме корпус с довольно острой скулой – неспециалист с первого взгляда и не разберет, где кто.

А фирме только того и надо: узнаваемость бренда – вещь архиважная, это вам любой маркетолог скажет. Поэтому пусть читатель не удивляется, что в этой статье красной нитью будет проходить сравнение Sense 55 и Oceanis 55 как новейших представителей крупнейшего мирового яхтостроителя.

Итак, внешность – это первое, что обращает на себя внимание в новой лодке. Посмотрим же на Oceanis 55: стильная приплюснутая рубка придает даже стоящей у причала яхте ощущение стремительного полета – она напоминает ракету, приготовившуюся к старту. Сильно удивляет кокпит – такого расположения главных шкотовых видеть еще не доводилось. Они расположены на консолях у рулевых колонок и вынесены не наружу, а внутрь кокпита. Существенно, что при таком расположении работать на лебедках может только рулевой – кстати, работать на этих лебедках ему вполне комфортно. А вот матросам из кокпита делать это не очень удобно, проверено. Эргономичность главных лебедок неожиданно высокая – я, по крайней мере, ничего такого ранее не встречал. И она радует настолько, насколько разочаровывают расположенные на рулевой колонке панели приборов и компас (который, кстати, еще предстоит поискать, настолько далеко он запрятан) – читать их показания неудобно или даже невозможно, особенно сидя. Я не стал скрывать своего мнения перед представителями фирмы – этот узел надо переделать. Ну как же, даже подстаканники и те занимают более заметное и достойное место, нежели компас!

Дальше в кокпите еще одна неожиданность – штатно расположенные «лежанки» на крыше рубки по обе стороны от входа. Прикрытые спрэйхудом, они очень удобны для отдыха – и это тоже проверено. Конечно, это если отдыхать на подветренной лежанке, а то с наветренной, случись что, лететь к подветренному борту придется далеко и долго (вот это, по счастью, проверять не пришлось). Здесь же в кокпите позабавила еще одна небольшая деталь – мягкие сидушки в местах расширения банок кокпита сгибаются и застегиваются так, что образуют собой как бы некоторое подобие мини-кресел. Сидеть в них неожиданно очень удобно даже на наветренном борту при сильном крене – отличная находка.

Читайте также  Hallberg-Rassy 43: отличные гены в третьем поколении

В отличие от Sense 55 кокпит классически симметричен. Его кормовая часть при помощи электропривода откидывается в воду, образуя просторную купальную платформу с удобным трапом. Однако такое конструктивное решение автоматически исключает какую-либо возможность хранения тузика в корме – либо в ангаре, либо (как на старшей сестре Oceanis 58) в полувытащенном на жесткую купальную платформу состоянии.

Если пройтись вперед по палубе, то можно обратить внимание на надежный релинг, обеспечивающий удобство и безопасность перемещения по верхней палубе. А вот штатного места под погон автоматического стакселя на Oceanis (в отличие от Sense) нет, здесь эта опция не является сама собой разумеющейся.

Попробуем спуститься вниз. Первое, на что обращаешь внимание, – это очень широкий удобный трап. Его ширина (65 см) заметно больше, чем на многих других яхтах сравнительно близкого размера. По обеим сторонам трапа – мощные стальные релинги, обшитые кожей (давняя фишка Beneteau).

Большой салон впечатляет своими простором и яркостью. Снежно-белая обивка диванов контрастирует с красным деревом отделки, создавая впечатление очень большого помещения, придавая ему объем и воздух. По левому борту расположен С-образный камбуз (как по мне, так он удобнее для готовки, чем «прямой» камбуз, вытянутый в линию по борту. По правому борту напротив – полноценное штурманское место. Планировка салона с большим угловым диваном по правому борту имеет свою скрытую «изюминку»: одна из секций трансформируемого дивана может поворачиваться на 90, превращая диван из Г-образного в С-образный. При С-образной конфигурации можно опустить столик и превратить диван в полноценное двуспальное место. Высота в салоне (как и во всей яхте) более чем достаточна – я нигде не нашел ни одного участка, над которым она была бы меньше 1,94 м, а максимальная высота превышает 2,10 м – простора для головы хватит всем, за исключением капитанов баскетбольных команд.

Носовая (хозяйская) каюта заметно отличается от таковой на Sense 55. На Sense она была вынужденно смещена вперед (что исключило возможность создания в носу сколь-нибудь заметного форпика) и по этой причине была заметно узковата, особенно в своей передней части. На Oceanis же не стоял вопрос максимального смещения каюты вперед (поэтому перед ней удалось организовать большой форпик, в котором размещаются либо запасные и сменные паруса либо располагается каютка штатного экипажа). (Кстати, о каютах. Oceanis 55 имеет широкие возможности организации подпалубного пространства – от трехкаютного чисто хозяйского варианта до шестикаютного чартерного.)

Итак, носовая каюта на Oceanis заметно шире, чем на Sense. Пространство в ней использовано своеобразно: помимо раздельных (по разным бортам) гальюна и душевой (опять полностью прозрачной) во внутрь каюты вынесена дополнительная раковина. Откровенно говоря, смысл этого решения остался мне неясен, лучше бы (на мой взгляд) сохранили отдельный столик с сидушкой – с ноутбуком поработать, макияж нанести и так далее. В остальном же носовая каюта безупречна – она, пожалуй, одна из самых просторных в классе яхт 50+ футов и располагает огромными объемами для хранения одежды и личных вещей.

Читайте также  Баварское наступление

Кормовые каюты, расположенные под кокпитом, разумеется, уступают по обитаемости центральным каютам Sense 55, тем не менее они достаточно просторны и воздушны – в немалой степени за счет того, что отсутствует ангар для тузика, что позволило сделать эти каюты очень широкими. Ширина коек здесь доходит до 146 сантиметров – более чем достаточно. Крупные корпусные иллюминаторы (80х26 см) обеспечивают хорошую освещенность этих кают, хотя, вновь повторюсь, до обитаемости кают Sense 55 им далеко.

Парусное вооружение Oceanis 55 сильно напоминает таковое у Sense 55 – лодка тоже очень сильно нагружена парусами, имеет очень высокую мачту и примерно равное деление площади парусности на грот и стаксель. С точки зрения аэродинамики такое разделение не является оптимальным, но, как заметил конструктор, как с точки зрения распределения сил экипажа, так и с точки зрения планировки верхней палубы оно лучше. Увеличение площади грота, диктуемое требованиями «правильной» аэродинамики, потребовало бы либо дальнейшего повышения высоты мачты (и соответственно ЦП) за пределы разумного для серийной крейсерской яхты либо удлинения гика и неизбежного выноса погона (или точек крепления) гика-шкота в кокпит. Повышение же ЦП потребовало бы обязательного увеличения весовой доли балласта, которая у этих яхт сравнительно низка (чуть более четверти), что, кстати, и позволило сделать их отличными ходоками за счет малого водоизмещения.

Сейчас же точки крепления гика-шкота (погона нет) располагаются на арке, совершенно не мешая экипажу. Все ходовые концы проведены в кокпит и выведены на переднюю пару лебедок, которая, вопреки обычаям, размещена не на рубке у входа, а вблизи места рулевого. Стаксель-шкоты через специальный обводной блок проведены на главные лебедки, о которых уже сказано выше. Как и на Sense, подпалубная проводка снастей через внутренние каналы со многочисленными перегибами создает серьезное трение, что и увеличивает нагрузку на лебедки при выбирании снастей и исключает легкость их отдачи при потравливании. Например, при полной отдаче гика-шкотов на полном курсе при несильном ветре гик остается вблизи ДП, и для того, чтобы он занял правильное положение, приходится подниматься на рубку и отводить его вручную под углом к ДП (такая же проблема есть и на Sense).

Отход от причала и выход в море необременительны и удобны – в немалой степени из-за наличия системы Dock&Go, представляющей собою компьютеризированное объединение поворотного привода типа SailDrvie и носовой подрульки. Их совместная работа, управляемая поворотным джойстиком, позволяет легко маневрировать яхтой, перемещая ее хоть лагом к причалу. Стоит такая система, конечно, немало – около 30 тысяч евро, но полностью оправдывает себя.

Погода, по счастью, выдалась под стать лодке – дует свежий ветер скоростью 18–20 узлов, на порывах он достигает 23 узлов. Несмотря на это, находящийся на борту яхты ее конструктор Оливье Ракупо рекомендует не брать рифы, а ставить полные паруса. К нашему удивлению, лодка под ними идет ровно и достаточно спокойно, ее стремления привестись на порывах незначительны и заметно меньше таковых, чем у Sense 55. «Это происходит потому, – комментирует конструктор, – что объемы ниже КВЛ у Oceanis не так сильно сконцентрированы в корме, как у Sense. Поэтому на крене новая лодка испытывает меньшие приводящие моменты». Как бы то ни было, а управлять новой лодкой приятно. Вспоминая ужас от хождения на ее предшественнице – Oceanis 54, которая в свежий ветер была почти неуправляемой, могу смело сказать: КБ провело отличную работу и потеря управляемости в свежий ветер новой модели не грозит ничуть. Два глубоких пера руля надежно контролируют курс яхты, а рулевой чувствует на штурвале приятную и упругую обратную связь.

Читайте также  Мечта со страниц журнала

Ходовые качества Oceanis на остром курсе оказываются чуть лучше, чем у Sense, – лодка явно идет круче, хотя и не слишком сильно. Примерно 44 – таковым оказывается оптимальный угол лавировки, под которым яхта имеет наивысшую скорость выхода на ветер1. Эта величина в целом соответствует среднестатистическому значению для массовых крейсерских яхт – мало кто из них ходит заметно круче (рассказы рулевых о том, как их «Баварии», «Жанно» или «Эланы» лавируются под 30 к истинному ветру, пустим по ведомству басен о порядочных премьер-министрах).

На полном курсе под геннакером лодка показывает все свою мощь. Форштевень бодро режет невысокие волны, за кормой поднимается небольшой «петух» – явный признак того, что лодка вышла на режим серфинга на волне. Оливье Ракупо явно доволен, хотя и считает, что мы не дорабатываем – по его мнению, в этих условиях яхта может «везти» еще примерно один-полтора узла. Но затихающий ветер Майорки ставит точку в наших попытках разогнать лодку еще сильнее. 14,9 узла – такова предельная скорость, которую мне удалось развить на новой Oceanis 55. Очень хороший результат, и главное, что при подходящем ветре он достигается почти без усилий. Яхта не мучается сама и не мучает рулевого, а просто летит по воде. Немаловажная деталь – корпус Oceanis 55 не просто имеет иные обводы, чем у Sense 55, он вообще другой: не цельноламинированный, а с бальсовым наполнителем. За счет этого он легче, жестче и дороже.

Подводя итог завершившимся тестам и невольному сравнению двух новых яхт одного класса, я лично отдаю предпочтение модели Oceanis 55. Возможно, я неисправимый консерватор, но мне ближе классическая компоновка, более просторная хозяйская каюта, выделенное штурманское место в салоне. Да и такая немаловажная вещь, как безопасность, мне кажется тоже повыше на борту Oceanis, – например, если не удержаться на наветренном борту кокпита в свежий ветер на лавировке на борту Sense, то падение вниз через весь широченный кокпит явно может привести к серьезным травмам. Аналогичный же «полет» через кокпит Oceanis будет остановлен столиком. Разница же в скоростных качествах обеих яхт практически минимальна, – более того, она может быть заметной лишь тогда, когда у штурвала стоит рулевой с приличным опытом.

Опубликовано (с технической страницей) в Yacht Russia №55 (8 — 2013)

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.