Море, волны и вулканы

Канарские острова – один из самых интересных и необычных яхтенных регионов Европы. В начале весны на трех центральных островах архипелага Гран-Канарии, Тенерифе и Гомере побывал наш постоянный автор…









Текст Ирины Бикиной

Лас-Пальмас

Перелет с пересадкой в Мадриде занял весь день, приземлись мы в аэропорту Лас-Пальмаса «Гран-Канария» уже в пятницу поздно вечером. Вулканический остров, носящий то же название, что и воздушные ворота Канарского архипелага, уверена, покорит вас очень быстро: огромные песчаные дюны Маспаломаса, хвойные леса, кратеры вулканов, пляжи с черным вулканическим песком, карликовые бананы, пальмы и миндаль. И запах… такой сладкий, что хочется упиваться этими ароматами вечно.

В далеком 1492 г. остров посетил Христофор Колумб на пути к своему самому главному географическому открытию. Остановился он в доме губернатора. Ныне это действующий музей Casa Colon (Дом Колумба) в центре столицы острова. К слову, столица Канарских островов каждые четыре года меняется. Ее обязанности исполняют по очереди Лас-Пальмас и Санта-Круз-де-Тенерифе, расположенный на острове Тенерифе.

Субботним утром в марине Muelle Deportivode Las Palmas нас встречает роскошная «Джульетта» – океанская Hanse 54. Цена за стоянку в гавани Лас-Пальмаса гораздо меньше, чем где-либо на Канарах, – всего 43 евро, включая 5 евро за воду. Рядом с мариной – целая улица магазинов с яхтенными товарами и экипировкой, прачечная, кафе с Интернетом.

Первый день решаем посвятить отдыху. Прогулявшись по набережной вдоль знаменитого четырехкилометрового пляжа Плайя-де-лас-Кантерас и отужинав в морском ресторане, направляемся в парк Санта-Каталина. Этот парк – сердце столицы архипелага. Здесь всегда кипит ночная жизнь, проводятся разного рода фестивали и карнавалы.

Все знают правило: чем лучше напитки, выпитые вечером, тем бодрее чувствуешь себя на следующий день.

В воскресенье утром мы лишний раз убеждаемся в верности этого утверждения. Испанские вина просто великолепны! На завтрак ограничиваемся тремя «К»: кофе, каша, круассан, последовательность не имеет значения. После традиционных изучения систем жизнеобеспечения и закупки продуктов мы разрабатываем план переходов. Решаем сначала посетить столицу острова Санта-Крус-де Тенерифе, потом сходить на остров Ла-Гомера, «Канарскую Венецию» – Пуэрто-Морган, что на Гран-Канарии, а оттуда снова вернуться в Лас-Пальмас.

Покинули мы марину Лас-Пальмаса в одиннадцать часов следующего дня. Курс, как уже было сказано, – на Тенерифе. Впереди – восьмичасовой 60-мильный переход до столицы острова – Санта-Крус.

Днем температура воздуха на Гран-Канарии даже зимой около 18 градусов тепла. В океане же всегда холоднее. Особенно это чувствуется ночью. Если отправляетесь на Канары вне сезона, обязательно возьмите с собой океанские сапоги и какую-нибудь защиту горла. Не помешает и пара лишних яхтенных перчаток – вашу яхту будет наверняка периодически заливать океанской волной.

Сразу хочу заметить, что Канары – регион не для новичков. Здесь постоянно дует свежий ветер, причем достаточно сильный именно летом. Преобладают северные и северо-восточные атлантические пассаты силой до 10 баллов (а в зонах усиления – до 15–20). Это влияние северо-атлантического антициклона. Но шторма бывают редко. Приливно-отливный диапазон в среднем составляет 2 метра. Канарское течение не дает прогреваться океану выше +24 градусов. Гора в центре Гран-Канарии делит остров на две климатические зоны: сухой и солнечный юг и влажный более прохладный север. Такая же картина и на Тенерифе. Именно из-за двух гор зона между островами самая ветреная на архипелаге, о чем безусловно нужно помнить. Забегая вперед, скажу, что однажды мы попали в «харматтан» –  сильный ветер, приносящий зной и песок Сахары.

Вместе с тем навигация в тамошних водах достаточно простая, глубины большие, а берега – высокие.

Выйдя из марины и поставив паруса, мы сразу берем мористее, чтобы обойти мель. Капитан разбивает наш экипаж из четырех человек на трехчасовые вахты – по два в каждой. В начале пути лавируемся в умеренный бейдевинд. С трудностями морской болезни боремся дисциплиной и трудом. Еще раз убеждаюсь, как много зависит от капитана! Несмотря на неприятную болтанку, на яхте сразу устанавливается дружелюбная и непринужденная атмосфера. Быт подчинен установленному капитаном распорядку. Подъем – в 7:00, в 8:30 – завтрак. Затем час изучаем оборудование, повторяем теорию, собираемся – и в путь.

После того как мы обогнули северный мыс Пунто-де-ЛяВиеха и встали на курс 290о, раздуло до 11 узлов. Это был далеко не первый мой яхтенный поход, и я понимала, что инерция 16-метровой «Джульетты» весом 20 тонн будет намного больше инерции 43–45-футовых яхт, но что она будет такой… Высота мачты – 27 м, площадь парусов очень большая, и прируливаться на океанской волне оказалось ох как непросто. Но «Джульетта» была безупречна и очень легко управлялась.

Читайте также  Крымские засады

Часть пути идем то в бакштаг, то фордевиндом со скоростью в 8–9 узлов. Впереди зона разделения движения (будьте внимательны!). Волны периодически меняют направление. Ветер к этому времени усиливается до 15 узлов и сменяется на галфвинд. «Джульетта» несется со скоростью 10–11 узлов. На бак обрушиваются брызги, у носа резвится стая дельфинов, играясь с лодкой, периодически обгоняет ее. Стараемся не перебрать шкоты – слишком сильно выбранная генуя в сильный ветер мешает лодке идти с хорошей скоростью. Курс бакштаг, как правило, самый быстрый для парусного судна. Задача рулевого на этом курсе – держать как можно полнее, но так, чтобы ветровая тень от грота не закрывала геную и не давала ей заполаскивать. Когда же большая волна, подошедшая сзади, совпадает с порывом ветра, то яхту просто несет.

В целом переход прошел спокойно, и в семь вечера мы уже швартуемся в марине Санта-Крус-де-Тенерифе. Она явно уступает марине Лас-Пальмаса. Везде ведутся строительные работы. Вместе с тем очень радуют цены. По сравнению с Балеарскими островами, где стоянка за ночь редко обходится дешевле 100 евро, здесь за две ночи мы заплатили всего 72 евро. А рядом с мариной есть булочная со свежайшей выпечкой. Уже вечером, выйдя из порта и повернув налево, мы попадаем на оживленную площадь Испании, которая считается центром города. Красивые Palacio (дворцы), церкви, здание театра Гимера, площади, главная торговая улица CalleCastillo и уютные тихие переулки заслуживают того, чтобы провести среди них несколько часов.

Это был чудесный вечер, который заканчивается ужином на яхте под бутылочку превосходного elvinotinto (красного вина). А затем сочетание свежего воздуха и умных мыслей погружает наш экипаж в здоровый крепкий сон. Завтра нам предстоит исследовать остров изнутри.

Тенерифе. Над облаками

Каждый остров Канарского архипелага – отдельный мир. Сняв рядом с мариной машину, первым делом направляемся в Ла-Лагуну – старую столицу острова. Город до сих пор хранит колониальную атмосферу. Узкие улочки, на которых едва могут разойтись пешеход и автомобиль, многочисленные церкви и дворцы, монастырь Санта-Каталина и площадь Плаза-дель-Аделантадо – мы были очарованы древней столицей, хоть и гуляли под дождем…

Отобедать мы решаем в Пуэрто-де-ла-Крус, симпатичном городке на севере острова. Его изюминка – Лаго-Мартианес, искусственный ландшафт из садов и бассейнов на берегу океана, созданный Сесаром Манрике, известным художником с Лансароте. Налюбовавшись на пляж с черным песком и на серфингистов, пытающихся обуздать океанскую волну, едем через долину Ла-Оротава в горы, в национальный парк Тейде. Мы буквально пробиваемся через туман облаков, нависший над сосновыми лесами, прежде чем перед нами открываются потрясающие виды кальдеры Каньядас: высокие скалы, воронка кратера, вулканические ландшафты, простирающаяся внизу долина и облака, они под нами! Непередаваемые ощущения, мы выше облаков! Но фуникулер работает только до 16:00, поэтому, не успев подняться на самую вершину, мы едем обратно по старой дороге, ведущей вдоль горного хребта. И опять перед нами открываются изумительные виды! Остановившись у обсерватории, вдали от цивилизации и продуваемые со всех сторон ветрами, любуемся вершиной Тейде в закатном солнце, опирающейся на подстилку из облаков. Однако надо ехать на «Джульетту»: завтра нас ждет непростой переход.

В десять утра следующего дня мы выходим из столицы Тенерифе и направляемся вдоль его южного побережья к соседнему острову Гомера. Впереди 75 миль океанского плавания.

Расстояния между островами Канарского архипелага достаточно большие – порядка 50–100 морских миль. Об этом надо всегда помнить яхтсменам, обычно практикующим чартер в таких тихих акваториях, как Адриатика. Свежий норд-ост может дуть несколько дней, и на переходах вам почти наверняка придется лавироваться. На мой взгляд, лучше всего планировать их на ночь, а днем – стоять.

Первый час мы шли в бакштаг при ветре в 10 узлов. Затем немного раздуло до 14 узлов, и мы «полетели» со скоростью в 8 узлов вдоль береговой линии. Южное побережье Тенерифе с его романтичными и дикими пейзажами очень красиво. Обычно на полных курсах экипаж расслабляется и атмосфера на борту сразу становится теплее. Так было и на этот раз. Под русский рок мы разговаривали о жизни, наслаждаясь созерцанием сине-бирюзово-голубых вод океана. Вот мимо проплывает гора с уже знакомой нам обсерваторией, а справа от нее – вершина Тейде, по-прежнему укутанная пелериной облаков, сквозь которые с трудом пробивается солнце. Сзади дождливый и туманный север, а впереди – залитый солнцем юг. А над горой в облаках радуга! Еще через 20 миль раздувает до 20 узлов, и «Джульетта» несется вперед просто с невероятной быстротой.

Читайте также  Северный Кипр: в гости к старику Отелло

Вскоре ветер усиливается уже до 25 узлов. Идем в бакштаг левого галса. На полных курсах (особенно фордевинд) вихри Кармана, образующиеся вокруг паруса, раскачивают яхту с борта на борт очень сильно. Ветровые волны на поверхности океана накладываются на океанскую зыбь, что усугубляет ситуацию. Рулевому надо очень внимательно отрабатывать волны рулем в противофазе с приведением и уваливанием, что снижает скорость яхты. На бакштаге раскачивание лодки уменьшается. Когда с кормы находит большая волна (более 6 м) и резко приводит лодку, также надо сопротивляться, уваливаясь и не давая положить яхту.

Совет: планируя длительные переходы между Канарскими островами, всегда продумывайте запасные варианты. Ветра на архипелаге сильные, а боковая качка на попутных курсах может резко ухудшить самочувствие экипажа.

Когда мы заходим за мыс, ветер скисает. Потом заходит на 180 градусов. До Лос-Кристианоса идем то в бейдевинд, то в галфвинд. Ветер крутится на 360 градусов. Флюгарка на мачте делает полные обороты, как и облака над нашей «Джульеттой». Пройдя южную оконечность Тенерифе, мы попадаем в его ветровую тень. В этой зоне ветер и волна уже расходятся в направлениях, что не сулит ничего хорошего.

Стоит отдельно сказать пару слов об этой особенности Канарского архипелага – ветровой тени, которая обусловлена рельефом земной поверхности (крутыми берегами, возвышающимися горами, вулканами и пр.). Она наблюдается в непосредственной близости от побережья островов и характеризуется штилями. Крутой наветренный берег, как и подветренный, тоже создает защиту от ветра, поэтому подходя с океана к высокому берегу, ждите заметного ослабления ветра, а иногда и изменения его направления на противоположное (особенно в случае подхода с подветра).

Наряду с ветровыми тенями у каждого острова есть и свои «зоны ускорения». Например, у юго-западного побережья Тенерифе скорость ветра может достигать более 30 узлов, причем такие порывы фиксируются практически каждый день, а естественных укрытий там нет. Очень неприятна также зона между островами Ла-Гомера и Тенерифе. Ветер и волна идут там с разных направлений. Причем волна есть всегда, даже в безветренную погоду, а так как ее длина, как правило, большая, поэтому на берег она обрушивается мощным прибоем.

Дальше часть пути мы идем под мотором. Вдали на юго-западе Тенерифе красуются скалы Лос-Гигантес. Начинается закат. Солнце, натрудившись за день, скрывается за горизонтом, даря нам отдых и удивительные запахи океана. Ближе к Ла-Гомере попадаем в зону усиления при северо-западном ветре. Совершенно внезапно раздувает до 15 узлов, а на порывах – до 25. Брызги от мощных ударов волн о корпус яхты быстро заливают палубу. После двух часов бейдевинда, уже в девять вечера, изрядно подустав, мы наконец достигаем городка Сан-Себастьяно, расположенного на юго-западе Гомеры.

Гомера. Долина великих королей

Гомера, рассеченная множеством ущелий и каньонов, встречает нас прекрасной погодой. У нас есть немного времени, чтобы осмотреть остров изнутри. Позавтракав, берем машину и едем в национальный парк Гарахонай. Можжевельник переходит в густые леса, а влажность настолько велика, что выпадает каплями дождя на лобовое стекло. Над покрытым туманом реликтовым лесом возвышаются скалы и кратеры заснувших вулканов. В лесу зябко. Лианы обвивают деревья, стволы которых укрыты мхом. Ощущение, что мы попали в страшную сказку и вот-вот появится злая колдунья. Спускаясь обратно к океану через изумительной красоты долину, проезжаем большое количество площадок для пикников и вновь попадаем на залитый солнцем юг. Немного прогулявшись по Сан-Себастьяну, где все достопримечательности умещаются на двух небольших улочках, обедаем в прибрежном ресторанчике и около пяти часов вечера стартуем с Гомеры на юго-запад Гран-Канарии в Пуэрто-Моган.

Это был самый неспокойный и сложный переход. Едва выйдя из марины, мы сразу попадаем в зону мощного усиления. Раздувает до 35 узлов (при официальном прогнозе в 25 узлов!). Теперь мы полностью во власти ветра, а пред нами, сверкая на солнце, расстилается океан! Волны, которые намного выше «Джульетты», кажется, накрывают нас с головой, перелетая через яхту сплошным потоком. Через десять миль немного «стихает» – до стабильных 30 узлов.

Читайте также  Позабытые острова

Идем в бейдевинд левого галса. У южной оконечности Тенерифе снова попадаем в зону усиления. Быстро темнеет. Ветер в 35 узлов, а на порывах достигающий аж 46 узлов, срывает пенные языки с восьмиметровых волн, стремительно обрушиваясь водной лавиной на яхту. Часа через три-четыре непромоканец промокает насквозь, а впереди еще – шесть часов перехода. Отправляясь на Канары, обязательно берите с собой оффшорную экипировку! Когда вышла Луна, стало светлее и немного легче… В эту ночь была сигизия. Страшно ли ночью в открытом океане? Нет. Именно в такие минуты ты не испытываешь одиночества, обращаешься к ветру, волнам, звездам, и думаешь о вечном… К слову, новичкам, не владеющим астронавигацией, полезно установить на iPhone специальную программу StarWolk, которая позволяет изучать звезды и точно определять созвездия.

Как рассказать словами, чем отличается запах хвои от ароматов цветущего миндаля? Как передать энергетику и мощь океана? Он  прекрасен и величествен, но всегда нужно помнить старый морской совет: «Считай себя ближе к опасности!»

Вымокнув до нитки и ошвартовавшись в четыре утра в марине Пуэрто-де-Моган, мы безмятежно ложимся спать. Спустя два часа просыпаемся от необычных звуков. Сигизия! В этот день был самый большой отлив, перепад – более 2 метров. Не поленитесь предварительно взять таблицы приливов и отливов в офисе марины и соотнести осадку яхты с уровнем океана, чтобы не повредить ее о камни!

Гран-Канария. Остров контрастов

Утром после завтрака по традиции берем машину и едем в горы. Вулканический ландшафт Гран-Канарии не похож на ландшафт соседних островов. Заблудившись и не найдя дорогу на Фатагу, едем по параллельному, нетуристическому серпантину. Здесь еще можно увидеть места, где балом правит только природа. Завораживающие виды кальдеры и базальтовых монолитов снова заставляют задуматься меня о вечности. Поднявшись выше в горы, дорога неожиданно заканчивается. Повернув обратно, направляемся к Роке-Нубло через Сан-Бартоломе. Мимо проносятся цветущие миндальные сады, красивые горы и ущелья, долины и оазисы. Я не первый раз на Гран-Канарии, но каждый раз поражаюсь величию первозданной красоте ее природы.

Из-за нехватки времени переход из Могана до Лас-Пальмаса решаем совершить ночью. Нам предстоит 52 мили неприятной лавировки. Выйдя в 9 вечера из марины, часть пути идем под мотором и к 4 утра достигаем столицы острова, откуда нам вскоре предстоит улететь домой.

Накануне отлета мы немного прогулялись по Лас-Пальмасу. Рядом с мариной – ресторан Pueblo Canario, а чуть дальше парк – Сан-Тельмо с одноименной часовней, воздвигнутой в честь покровителя мореплавателей святого Тельмо (Эльмо). В кафе, расположенном в очень красивом и необычном павильоне в стиле модерн, приятно передохнуть и выпить по чашечке горячего шоколада. Главные достопримечательности исторического центра Лас-Пальмас – собор Святой Анны, Дом Колумба, здание мэрии и Музей Канар. На Площади Санта-Анна стоят бронзовые собаки, изображение которых красуется и на гербе Канар. Напротив красивого здания театра Perez Galdos можно сесть на touristicbus и за 1,5 часа осмотреть столицу острова. От театра за 5 евро можно доехать на такси до другой части Лас-Пальмаса, где располагается уже упомянутый парк Санта-Каталина и порт. Puerto de La Luz (порт Света) был построен в 1833 г. и назван так в честь крепости Castillo de La Luz, сооруженной для защиты города от набегов английских и голландских пиратов.

А вообще Лас-Пальмас очень красив. Удивительно гармоничное сочетание барокко, готики и колониального стиля. Прогулка, как обычно, закончилась дружеским ужином в итальянском ресторане в марине.

…Океанские переходы, как мне кажется, делают нас сильнее и человечнее. Настоящие эмоции перед лицом опасности – это именно то, что возвращает нас самим себе… В общей сложности продолжительность нашего недельного маршрута составила 263 морских мили. Мы успели посетить три острова и получили бесценный опыт многочасовых океанских плаваний.

Опубликовано в Yacht Russia №4 (40), 2012 г.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.