Хорватия в Евросоюзе: что нового?

Хорватия последние годы была желанной страной для многих яхтсменов – как владельцев собственных яхт, так и тех, кто предпочитал чартерные плавания. Но с момента вступления страны в ЕС многое изменилось – и далеко не все в лучшую сторону. Сотни владельцев яхт в Хорватии вынуждены дополнительно платить новые налоги, при этом процесс их оформления затянулся. Но хотя считается, что все проблемы уже позади, а сама страна теперь «стоит перед новым стартом в будущее», для яхтсменов это будущее не останется без последствий, причем последствий довольно неприятных.



Текст Андреаса Фритча

Хорватия последние годы была желанной страной для многих яхтсменов – как владельцев собственных яхт, так и тех, кто предпочитал чартерные плавания. Но с момента вступления страны в ЕС многое изменилось – и далеко не все в лучшую сторону. Сотни владельцев яхт в Хорватии вынуждены дополнительно платить новые налоги, при этом процесс их оформления затянулся. Но хотя считается, что все проблемы уже позади, а сама страна теперь «стоит перед новым стартом в будущее», для яхтсменов это будущее не останется без последствий, причем последствий довольно неприятных.

Россияне были очень активными визитерами в Хорватию – кто-то заходил туда на своих судах, кто-то планировал держать свою яхту в одной из местных марин, кто-то открыл там свою чартерную компанию с собственным флотом, кто-то просто брал лодки в чартер. Поэтому мы не могли не продолжить тему прошлого номера и не рассказать о некоторых новостях яхтинга в этом важном для нас регионе.

Первый год после вступления Хорватии в ЕС был отмечен «послеродовыми болями». Яхтсмены, а точнее владельцы яхт, познали на себе прелести дополнительного налогообложения.Также их коснулась и евробюрократия – необходимость формального внесения всех старыхлодок в реестр судов, не облагаемых новым налогом. Срок подачи заявлений на внесение в реестр заканчивался 31 марта, однако среди яхтсменов была почему-то распространена неверная информация.

В стране разгорелся большой спор о бюрократии, налогах и корректном заполнении таможенных деклараций. Несмотря на то что нигде в соответствующем законе не шла об этом речь, многие собственники и работники чартерных компаний по требованию служащих таможни вынуждены были нанять дорогостоящих агентов для выполнения ряда последних административных распоряжений правительства касательно таможенного оформления и налогообложения уже находящихся в стране яхт. Агенты же в свою очередь запрашивали наглые цены вплоть до 1000 евро. Логично, что это привело к негодованию владельцев судов.

Понятно, что служащие таможнитоже были не против получить хорошую плату за посредничество в рамках оформления декларации: характерно, что если бы собственник самостоятельно пошел в таможнюи заполнил бы все необходимые анкеты, оформление бумагна старую яхту не стоило бы ему и 100 евро. При этом объем требуемойдокументации разнился от таможни к таможне, что наводит на мысль то ли о некомпетентности служащих, то ли об умышленном жульничестве. (Подобное расхождение, кстати, имело место не только на хорватских таможнях, как отметили мои немецкие коллеги.)

Но в целом юридические проблемы, возникшие вместе со вступлением в ЕС, считаются преодоленными. Перед страной поставлены новые задачи по дальнейшему ужесточению законодательства и его соблюдения.

Читайте также  "Кон-Тики-2" против Тихого океана: побеждает сильнейший!

В любом случае хорватские таможни, которые до определенного момента закрывали на некоторые мелочи глаза, с этого сезона введут очень жесткий контроль над яхтсменами и установят новые штрафы за любые нарушения.

Однако теперь в действие вступили не только жесткие новые правила, но и некоторыепослабления старых. Например, снаряжение и комплектующие для яхт (скажем, такие как стационарные двигатели), законно находящихся на территории Хорватии, теперь больше не облагаются таможенной пошлиной и не требуют специальной регистрации.

Тем не менее во всех пограничных портах Хорватии таможня остается весьма суровой реальностью.

Так, собственники яхт под флагом ЕС должны предоставить справку, что за их яхту уплачен НДС и судно не имеет ограничений по свободному перемещению на всей территории ЕС. Тем не менее, например, яхтсмены из Италии по прибытии в Хорватию должны вывешивать карантинный флаг.

Появляются сезонно работающие пограничные порты, в которых и полагается проходить все формальности входа и которые открываются за семь дней до Пасхи (не позднее 1 апреля) и закрываются к 31 октября. При входе в хорватскую акваторию яхты должны кратчайшим путем попасть в близлежащий подобный порт. При этом Сплит и Задар теперь освобождены от задач выполнения таможенных формальностей, пока работают эти сезонные пограничные порты (порты первого захода).

За соблюдением данного регламента власти намерены следить весьма строго. Уже в 2013 году австрийскую яхту, чей владелец как раз пытался пройти таможню в Сплите (вместо пограничного порта), отогнали от побережья, а на следующий день суд выставил ему штраф на сумму 1400 евро.

В целом стоит отметить, что годы расцвета хорватского яхтенного туризма уже прошли. С 2008 года количество годовых контрактов на стоянку парусных яхт постоянно уменьшается. Многочисленные иностранные владельцы яхты ушли из страны, большей частью в Италию или в другие места, где держать парусное судно выгоднее. В Истрии разгоревшийся было интерес к увеличению площадей марин быстро угас. Вероятнее всего, нам не стоит ждать активного строительства новых яхтенных гаваней или заметного расширения старых. Тем не менее работы по их реконструкции по-прежнему ведутся, хотя уже не с тем энтузиазмом, как ранее.

Но при всем при этом, несмотря на вялый интерес яхтсменов к Хорватии, в последний год работники яхтенной индустрии страны пока что не видят повода для более сдержанной ценовой политики в маринах. Многие стоянки Хорватиидорожают в нынешнем году, причем некоторые из них поднимают цену сразу на 10%, как, например, порт Tribunj. Однако известная сеть марин ACI пока что выступает против повышения цен в 2014 году, по крайней мере весной, об этом заявила новый директор этой сети Дорис Перусис.

Хорватский яхтенный бизнес сейчас кажется весьма рискованным.

Банкротство порта Sutomišica на острове Углян и финансовые проблемы марины Задара служат примерами того, как клиенты в конце концов просто отказываются от столь дорогих услуг, как в этих гаванях.

Многие владельцы яхт на данный момент выискивают альтернативные места для стоянок. Это могут быть не частные марины, а общественно доступные порты или набережные. Для не слишком взыскательных яхтсменов в качестве такой альтернативы подойдет порт Kukljica на островеУглян.

Читайте также  Из Полинезии в Меланезию: практика пилотажа

Яхты под флагами ЕС могут без проблем перезимовать в таких портах, как Сали, Божава или Вис. Они предоставляют достаточно много места для гостей с середины октября по середину апреля, в том числе не только у пирса, но и на буйках. Буи для зимней стоянки можно найти, например, и в порту Boboviše на острове Брач.

Тем, кому хочется оставить яхту на зиму вне известной марины, стоит задуматься, что существует большой риск кражи или повреждения судов в случае непогоды. Нужно остерегаться и малоизвестных предпринимателей, которые не выставляют счетов, а предпочитают оплату наличными. Следует помнить, что факт зимней стоянки яхты без официального оформления платежных документовможет быть расценен властями Хорватии как попытка сокрытия имущества от обложения налогом, за что собственнику могут выставить крупный штраф.

Ниже мы представляем нашим яхтсменам некоторые новости из акватории Хорватской ривьеры в разных портах с севера на юг.

1.      Ровинь

Сеть марин ACI планирует произвести коренные изменения в гавани, в 2015 году она будет полностью перестроена. При этом под горячую руку могут попасть и некоторые уже существующие понтоны – все это ради того, чтобы создать больше стояночных мест для яхт, чей размер составляет более 12 метров.

2.      Пула

В 2011 году закрылась стационарная заправочная станция INA в порту Veruda, на ее место пришла заправка на понтоне. Наряду с бензином и дизелем здесь можно пополнить и запасы воды. Летом заправка открыта с 8 до 20 часов.

3.      Медулин

В бухте появилась новая якорная стоянка с буями для 25 яхт. Шаттл-сервис производит доставки экипажей на набережную и обратно до 23 часов вечеров.

4.      КРК

В Малой Луке на восточной стороне острова появилось небольшое кафе под открытым небом с двумя гостевыми буями. При сильной бореяхтсменам рекомендуется избегать эту бухту.

5.      Крес

В восточной части городского порта с осени 2013 строится новаямарина. Первые 260 мест для стоянок появятся в течение этого года. Полностью готовым порт можно будет увидеть в сезоне 2015 года.

6.      Малый Лошинь

В бухте Cikatна западной части острова появился маленький современный причал на 20 яхт с мурингами, электричеством и водой. По соседству имеются душ и туалет. До городка Мали-Лошиньвсего 15 минут пешком.

7.      Оруда

Примерно в 800 м севернее острова обнаруженопасный риф. Он плохо виден и не отмечен на многих картах.

8.      Дуги-оток

На севере острова в восточном заливчике бухты прошлым летом были установлены несколько буев для якорной стоянки.Они предлагаются для использования и в этом сезоне.

9.      Корнати

Если не бронировать стоянку здесь заранее, а оплачивать ее сразу на месте, то теперь можно смело накидывать сверху от 20 до 25% базовоготарифа. Так что стоянку следует резервировать пораньше, а к предварительному бронированиюпредлагаютсяварианты как однодневной, так и многодневной стоянок. При заходе в ACI-марину Пишкера с 2013 года более не взымается плата за посещение одноименного заповедника. Экипажияхт также освобождены от платы за стоянку у местной конобы (таверны). В бухте Šipnate (остров Корнат) по-прежнему работает неплохой ресторан.

Читайте также  Как мы ходим по южным морям

10.    Зларин

Вблизи марины расположилсяучасток с буями для якорной стоянки. Будьте бдительны, когда за оплатой этой стоянкик вам заявятся некие молодые люди – предварительно убедитесь, что они уполномочены это делать!

11.    Шибеник

На южной стороне летнего детского лагеря Solarisсоздана милая, современная, но пока что малоизвестная яхтенная набережная. Привлекательна она в основном для семей с маленькими детьми на борту, потому как по соседству для них имеется куча развлечений. Например, «самый настоящий» пиратский корабль. Рядом расположился стилизованный подКарибы пляж. Минус этого райского местечка – громкая музыка по ночам.

12.    Скрадин

Сеть ACI решила построить здесь дополнительный причал для большего количество стояночных мест.

13.    Примоштен

Здесь существует сомнительная с точки зрения закона и здравого смысла плата за предварительное резервирование размером от 250 кун за место, которая взымается сразу же по заходу в гавань. Деньги стоит отдавать только на основании официальной квитанции, выданной служащими порта LuckaUprava.

14.    Трогир

Немного восточнее существующейверфисеть ACI планирует начать строительство нового порта. Если все пойдет по плану, то некоторыми местами у причала можно будет воспользоваться уже до конца лета.

15.    Пальмижана

В этой милой марине часто были проблемы с санитарными узлами. Но к началу июня они все должны были быть отремонтированы.

16.    Корчула

У западной оконечности острова Корчула расположен небольшой «купальный» островокПроизд. На его южной стороне имеется ресторан, который открыт, к сожалению, только до 19 часов, но зато его гостям предоставляется возможность бесплатной ночной стоянки на якорном буйке. Хозяин, который сам живет в VelaLuka и ездит туда ночевать, охотно принимает заказы на покупку продуктов, которые привозит с собой на следующее утро.

17.    Кобаш

Известное многим яхтенным гурманам и знаменитое своими дарами моря кафе GastroMare вновь открыто.

18.    Слано

Строительные работы в новой марине продвигаются, но весьма неспешно. Вряд ли гавань будет готова даже к концу лета 2014 года.

Споры вокруг якорных стоянок
В 2013 году хорватские яхтсмены успешно оспорили запрет на якорную стоянку в радиусе 300 метров от буев частных якорных стоянок, сдающихся в наем. Теперь размер запретной зоны сократился до 150 метров. На практике, однако, владельцы коммерческих якорных стоянок не соблюдают данное решение суда и между ними и яхтсменами порой вспыхивают жаркие ссоры, доходящие до рукоприкладства. Такие «бизнесмены» зачастую требуют от яхтсменов покинуть окрестности принадлежащих им платных буйков, даже если расстояние до яхты составляет порядка 500 метров. В качестве альтернативы предлагается платная стоянка на их буйке. Ничего удивительного, естественно, что коммерсанты, купившие право на организацию платных стоянок, заинтересованы в их наполняемости и «охраняют свою поляну». Но все же поведение владельцев таких стоянок зачастую неприемлемо. Хорватским властям следует вести тонкую политику, еще раз разъяснив хозяевам якорных стоянок особенности новых правил.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Ruissia №7 (65), 2014 г.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.