База базе рознь

Не менее 100 тысяч россиян ежегодно пользуются услугами зарубежных чартерных компаний. Большинство предпочитает пока путешествия эконом-класса. Где можно арендовать подержанные яхты, не уступающие новым ни в техническом оснащении, ни в чистоте, ни в комфортабельности, ни в ходкости? Yacht Russia публикует рекомендации 12 ведущих европейских турагентств, предоставляющих посреднические чартерные услуги.

Текст Андреаса Фритча

Главный вопрос, с которым сталкивается каждый желающий арендовать хорошую и в то же время недорогую лодку, можно сформулировать, наверное, так: стоит ли брать яхту, если она не новая? Мириться ли с неприятностями вроде затхлых гальюнов, разного рода технических поломок, истрепанных парусов, заплесневелой, продавленной мебели или скоропостижно «умирающих» батарей?

Большинство европейцев предпочитают брать в чартер лодки в возрасте от одного до трех лет.

Но рынок уже не в состоянии удовлетворить спрос на них. Число желающих походить под парусом растет. Но во время кризиса 2008–2009 гг. и довольно долго после него флот большинства небольших чартерных компаний почти не пополнялся новыми судами. В результате сейчас клиенты, отправляющиеся в путешествие в разгар сезона или желающие снять лодку подешевле, просто вынуждены довольствоваться яхтами, которым уже четыре-пять лет и даже намного больше.

Впрочем, есть целый ряд чартерных компаний, яхты которых сдаются в аренду уже по семь-восемь, а то и десять лет и остаются при этом в почти идеальной форме, как в техническом плане, так и с точки зрения внешнего вида. Как говорится, просто места знать надо.

Важнейшая задача хорошего яхтенного туроператора состоит в том, чтобы на основе заданных клиентом параметров подобрать то, что ему нужно.

Это не всегда просто, учитывая конкуренцию между чартерными компаниями и постоянный ценовой прессинг. Три года назад мы уже проводили опрос среди таких туроператоров и определяли, где лучше всего зафрахтовать яхту возрастом от пяти лет и старше, то есть выясняли, чей подержанный флот наиболее надежный и качественный. В этом году мы повторили опрос и выяснили, что, с одной стороны, на рынке произошли разительные переменены, а с другой, что есть на нем и стабильные игроки.

По сравнению с предыдущим опросом больше турагентств, оперирующих на яхтенном рынке, заявили, что аренда подержанных лодок сейчас в порядке вещей. Гундель Брабетц, руководитель международной компании Brabetz Yachting, например, замечает: «Я просто вынужден был увеличить в своем каталоге количество «пожилых» яхт, у моих клиентов они с каждым годом пользуются все большим спросом». Это подтверждает и Удо Брокман из немецкого агентства B+R Yachting: «Сейчас мы значительно чаще организуем аренду лодок, прослуживших более двух-трех лет, чем новых яхт. И кстати, сотрудничая с хорошими партнерами, удовлетворить этот спрос не составляет труда».

С другой стороны, мы выяснили, что есть немало чартерных операторов, так плохо обслуживающих свой флот, что их трех- и четырехлетние яхты уже нельзя рекомендовать клиентам, не испортив репутацию.

Но оказалось также, что число чартерных баз, заслуживших похвалу от агентств, заметно выросло – с 17 до 27 компаний. В наш топ-лист при этом попали только те операторы, которые получили рекомендации по меньшей мере двух агентств.

Причину положительной тенденции многие видят в усилении контроля за качеством со стороны туроператоров. Сыграло свою роль и усиление конкуренции. Некоторые владельцы агентств признались, что просто выдвинули ультиматум тем чартерным базам, часть клиентов которых возвращалось из отпуска недовольными: либо вы повышаете качество своего флота, либо он будет удален из каталога! В конце концов, на чартерном рынке  предложений достаточно, так что альтернатива найдется всегда.

Как и предыдущий опрос, нынешний выявил и существенные различия между регионами. «Вы, быть может удивитесь, качество яхт сейчас выше всего в Турции, – говорит, в частности, Даниэль Бароне из Barone Yachting. – А вот во Франции, напротив, туроператоры уже много лет испытывают проблемы. Техобслуживание яхт на тамошних базах на очень низком уровне".

Читайте также  Из Полинезии в Меланезию: практика пилотажа

Во французские воды сейчас лучше заходить из других стран.

«Экипажам, желающим попасть на Корсику, мы рекомендуем стартовать с острова Эльба или с Сардинии, где достаточно чартерных баз, на качество лодок которых можно положиться», – говорит Андреас Барбера из агентства Master Yachting.

Однако в отличие от предыдущего опроса, когда в список рекомендованных операторов не попало ни одной французской фирмы, в этот раз одна все-таки осилила барьер в два голоса. Это база компании Kiriacoulis в Борм-ле-Мимоза на Лазурном Берегу. «Объясняется это обстоятельство тем, что ее новый руководитель, очень ответственный человек, у него все под контролем», – рассказал нам Джон Томас из агентства Trend-Sailing. К слову, состояние лодки вообще очень часто зависит от добросовестности представителей компании на местах.

Новичок в списке рекомендаций – база небольшого оператора WPS на острове Корфу. Ее руководитель раньше возглавлял одну из самых успешных чартерных баз Эгейского моря. Не найдя общего языка с местной администрацией, он переехал и открыл новую фирму. Несмотря на то, что ее флот в основном состоит из десятилетних лодок, компания в кратчайшие сроки сумела завоевать уважительное отношение к себе многих агентов благодаря высокому качеству услуг. Похожий пример – Marina Kastela, базирующаяся возле хорватского Сплита. Ее руководитель открыл собственную фирму Navigare Adria после конфликта со своим прежним работодателем. Ее также хвалят очень многие агентства.

Больше всего изменений в списке, кстати, касается именно Хорватии, самого жесткого, пожалуй, рынка для чартерных компаний.

В Хорватии зарегистрировано около 4000 чартерных яхт,

и ценовая борьба ведется нешуточная.

Больше всего компаний, которые в итоге не попали в список, потому что получили всего лишь один рекомендательный голос, именно из этого региона.

Пришло время сказать несколько слов и о старожилах нашего списка. На верхушке нашего хит-парада, как и в предыдущий раз, база фирмы Offshore в Мармарисе.

Правда, сейчас она заняла не первое, а второе место. Среди сдаваемых ей в чартер яхт преобладают подержанные Jeanneau, но есть и Beneteau, X-Yacht и Dufour.

Базы немецкой чартерной компании Sun Charter с отделениями на Мальорке, Эльбе, Корфу, в Турции, а с недавних пор и на Сардинии получили на один голос больше, чем во время предыдущего опроса, – его не рекомендовали только два опрошенных нами агентства. Флот компании целиком состоит из яхт Jeanneau, некоторые из которых ходят уже по восемь лет. Все туроператоры подчеркивают, что их рекомендации относятся ко всем пяти базам компании. Во время предыдущего опроса Sun Charter также была в числе лидеров, заняв третье место.

Приятно удивила греческая чартерная компания Olympic, базирующаяся в Лаврионе. Она тоже вошла в топ-лист во второй раз, но теперь сделала несколько шагов вперед, разделив второе место с Offshore. Эта компания вот уже много лет комплектует свой флот лодками Bavaria, возраст подавляющего большинства из них – десять лет.

Отрадно отметить и успешный результат хорватского семейного предприятия Dalmatia Charter из Трогира. В качестве его флота уверены  60 % опрошенных агентств. Флот Dalmatia Charter также состоит из подержанных лодок возрастом от пяти до десяти лет.

Лучше семь раз увидеть

Чтобы сформировать свое собственное представление о заслуживших положительные рекомендации флотилиях, мы посетили базы Sun Charter на Корфу, Dalmatia и Olympic (после предыдущего опроса были проинспектированы чартерные отделения Offshore, Ecker Yachting и Pupa). Мы поинтересовались у их руководителей, как им удается поддерживать высокие стандарты, работая с подержанными лодками. Некоторые выводы, которые можно сделать из проведенного на местах опроса, будут интересны и владельцам лодок.

Читайте также  Константинополь по курсу

На базе Olympic Yachting в Лаврионе уже на причале нам бросилась в глаза одна особенность: на каждой лодке над навесом от солнца установлены по три солнечных панели. «Благодаря этим батареям холодильник на борту может работать весь день, то есть даже во время движения. Таким образом, отпадают вечные проблемы с разрядившимися батареями», – рассказывает руководитель базы Марко Базиалекос.

Флот, почти целиком состоящий из лодок Bavaria возрастом до десяти лет, очень впечатлил нас своей ухоженностью. Внимание здесь уделяется даже таким мелочам, как зеркала в гальюнах, которые довольно быстро разъедаются ржавчиной по краям – их заменяют каждые два-три года. Как и унитазы со шлангами. Это делается, чтобы избежать образования неприятных запахов в гальюнах.

Даже на самых старых лодках компании нелегко обнаружить классические следы износа (помимо, конечно, обычных вещей вроде потускневших люков или деталей из нержавеющей стали). Машинное отделение каждой яхты абсолютно сухое и выглядит безукоризненно. Следы ржавчины ежегодно удаляются, после чего поверхность покрывается новым слоем лака, регулярно ремонтируются и изъяны деревянных конструкций в каютах.

Возраст лодок во всех трех компаниях, которые мы посетили, скорее можно распознать по электронике: экран плоттера меньше, чем у актуальных моделей, управление мотором – предыдущего поколения. А иногда разница заметна только по дизайну корпуса: форме окон и корпусу с ребристыми шпангоутами, как у Jeanneau.

Сотрудники компаний стараются даже как-то модернизировать свои лодки.

«Мы ламинируем перо руля дополнительным слоем, иначе оно может треснуть даже при легком касании грунта. Среди наших клиентов немало неопытных яхтсменов и новичков», – говорит Базиалекос. Хорошее впечатление производят также каюты и дельные вещи: сухие, чистые днища, аккуратные койки-рундуки, полный комплект инструментов, обивка мебели выглядит как новая, кингстоны и фитинги на вид безупречны.

Хорошая компания должна вкладывать деньги и в детали, на которые неопытный клиент не сразу и внимание обратит.

«К базовой комплектации нам очень многое приходится добавлять, поскольку иногда стандарты верфи просто не рассчитаны на суровые будни чартерного сезона, – добавляет он. – Зарядные устройства у нас на лодках более высокого качества, генераторы рассчитаны на более высокое зарядное напряжение, установлены не серийные носовые подруливающие устройства и клапаны забортной воды. На всех яхтах установлены прочные фекальные танки, современная бытовая техника. Конечно, все это требует затрат. Но зато лодка дольше служит и реже ремонтируется. Тем самым создается некоторый запас по времени, возможность отдышаться, если так можно выразиться, в процессе текущего обслуживания лодок».

«Современный чартерный рынок – вещь тонкая, – говорит хорват Ивица Бубле, владелец Dalmatia Charter. – И мы не хотим рисковать. Поэтому, например, каждые три года перебираем моторы и меняем тяги, на каждую лодку устанавливаем по два устройства дистанционного управления якорной лебедкой. Ежегодно разбираются и уплотняются прокладки в гальюнах. В будущем планируем выдавать экипажам ноутбуки с беспроводным роутером, чтобы в пути можно было узнавать прогноз погоды».

Опытные яхтсмены-любители чартерных путешествий знают, что на Средиземном море довольно много компаний, у которых работа строится по другим принципам: суда заказываются на верфи и тут же вводятся в эксплуатацию практически без изменений.

В последующие годы проводится лишь профилактика важнейших быстро изнашивающихся систем. До ремонта часто дело не доходит до тех пор, пока не придет в негодность какая-нибудь важная деталь. И не исключено, что произойдет это как раз в то время, когда клиент будет находиться в круизе. У некоторых операторов в договоре есть соответствующие скидки на этот случай. Но экипаж при этом чаще всего не в курсе причин, по которым они предоставляются.

Для большого числа клиентов сейчас, будем откровенны, важнее всего низкая цена. Но тем не менее при этом они хотят получить яхты топ-класса и сервис «все включено». В последнее время, как рассказали нам «не для протокола» сотрудники очень многих агентств, участвовавшие в нашем опросе, запросы клиентов – особенно неопытных – принимают абсурдные формы. Иногда уже после заключения договора или вообще по окончании круиза ими предъявляется требование «возместить» пару сотен евро из-за сущего пустяка. У многих молодых яхтсменов, как жалуются владельцы, практически отсутствует адекватное понимание соотношения цены и качества.

Читайте также  Рыцари северного ветра

Внимание к деталям подержанных яхт как раз и отличает, на наш взгляд, хороших операторов от плохих.

Ведь и новые лодки в таких фирмах тоже обслуживаются по самым высоким стандартам. В моторах у них, как правило, установлены инверторы на 220 вольт, ящики с инструментом укомплектованы самым лучшим образом, часто прилагаются справочные инструкции с указанием, что куда уложено, динги – с твердым дном из стеклопластика, якорные цепи – промаркированы по длине, есть складные сходни и многое другое. У всех приведенных в нашем списке компаний удачные решения касательно мелочей, встречающиеся в других компаниях лишь частично, собраны воедино. У них почти не бывает рекламаций.

Хочется надеяться, что в ближайшем будущем и остальные компании решатся вкладывать серьезные деньги в поддержание своего флота. Тогда не исключено, что однажды на рынке чартерных яхт наметится та же тенденция, что и в автомобильной отрасли в Европе: там почетно состарившиеся модели уважительно называют Youngtimer (вечно молодой, – Прим. YR) – и клиенты платят за них максимальные цены.

А что в Интернете?

Для обычных туроператоров интернет-сайты, собирающие оценки клиентов, дело уже давно привычное, но в сфере аренды яхт они пока в диковинку. Одна из последних попыток – многоязычный портал Euminia. Принцип его работы не самый стандартный: прокатные фирмы платят взнос за участие в портале и выдают своим клиентам после путешествия анкету для заполнения на смартфоне. От манипуляций со стороны сотрудников чартерной базы защищает запись голоса клиента, выставленная оценка пересылается на веб-сайт. Таким образом, довольно быстро собираются оценки, выставленные чартерной базе и отдельной яхте. Преимущество портала очевидно: это удобная возможность поиска по базам с наилучшими оценками, а также по типам лодок. Возможно получить четкую оценку по таким критериям, как чистота, сервис, техническое состояние и соотношение цена–качество.

Портал имеет и слабые стороны.
Пока участвуют в его работе лишь 25 операторов.

В целом ряде регионов поиск не находит яхт вообще, а некоторые регионы и вовсе отсутствуют в базе. Основной акцент пока делается на Хорватию. Кроме того, по данным операторов, слишком много плохих оценок приводит к тому, что фирму удаляют из системы. К тому же при нескольких пробных запросах в поисковую систему сайт довольно долго загружался.

Надеемся, что спустя какое-то время портал наберет достаточное количество компаний-участниц и станет весьма интересным оценочно-справочным подспорьем для яхтсменов.

Примеры ненадлежащего ухода за чартерными яхтами

Плоттер, с которого с трудом считываются показания
Обивка мебели в кают-компании: пятна и затхлый запах от сырости и соленой воды
Ржавчина и старые отверстия для винтов без шпатлевки
Плесень на бимини и спрейхудах
Облезший лак: следы износа на ступеньках трапа
Потрескавшиеся стекла люков – часто всего лишь внешний дефект
«Разъеденные» зеркала в ванной выглядят не очень красиво
Дыра от электролиза в четырехлетнем клапане для забортной воды – вещь опасная

«Бонусы» от лучших операторов

Подвесной мотор защищен брезентом
Якорные цепи размечены по длине
Умывальник в восьмилетней яхте: отличный внешний вид, никакого запаха
Все гениальное просто: удобные крюки против спутанных бухт в рундуке
Система управления восьмилетней Jeanneau выглядит безупречно

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №3 (39), 2012 г.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.